Есть, на мой взгляд, две книги, которые словно гарпуны в кашалотов вонзились в сознание людей, и потащили за собой, не дав уйти на дно. Если верно утверждение конспирологов, что «случайно ничего не происходит», то достаточно вспомнить, когда эти книги вынырнули к людям. Начало 60-х, и одна пришла в «хрущёвскую оттепель», а вторая на волне хиппи, сексуальной революции, «пису-пис».
Первая – «Мастер и Маргарита», локализация: СССР.
Вторая – «Над пропастью во ржи», локализация: США.
Обе книги, как это не странно об одном, о попытке к бегству. И не важно, какие декорации в книгах, с кровавым ли подбоем плащ, тьма, упавшая на Ершалаим, подвал мастера, или Холден Колфилд, который готов всё бросить и бежать куда угодно от общества, людей, обязанностей, как Маргарита бежит от постылого мужа, одетая козырьком назад бейсболка или примус Бегемота. Это всё декорации.
А смысл обоих текстов – впрыснуть под кожу задремавшим людям «дельфинов стаю», дать им надежду и тут же отобрать, «он заслужил покой», плач в отеле после встречи со шлюхой и сутенёром, разбитая пластинка, которую вёз любимой младшей сестрёнке, любовь, как финский нож, ненавистные жёлтые цветы.
Холден – инфантильный подросток со своими взглядами на жизнь, и на казнь в Ершалаиме ведут непозраслевше-инфантильного Га-Ноцри, суждения которого о мироустройстве и всём сущем приводят в смущение Пилата, совпадение?
Конечно, теперь обе эти книги практически забыты, и уже не вызывают того священного трепета. С МиМ, правда, снимают сливки в виде сериала и театральных постановок.
Гарпуны заржавели, кашалоты оказались сильнее, оборвали трос.
Текст остался. Он может прийти снова под «другой обложкой», чтобы в очередной раз напомнить людям, утонувшим на Земле, зачем они здесь и куда бежать.
«Граждане, сдавайте валюту».(с)